Имя Одина засвидетельствовано на 150 лет раньше, чем считалось ранее!
Страница 1 из 1
Имя Одина засвидетельствовано на 150 лет раньше, чем считалось ранее!
Автор Джеймс Брукс(адаптация и перевод текста Элеонора Ример)
Руны на огромном золотом кладе из Еллинга указывают, что Один был упомянут на 150 лет раньше, чем считалось ранее. Это открытие всколыхнуло всю скандинавскую мифологию.
Когда два археолога-любителя, Йорген Антонсен и Оле Шитц, почти два года назад сделали впечатляющую золотую находку в поле недалеко от Еллинга, они внесли большой вклад в знания о норвежской мифологии. Оказалось, что в одном из золотых изделий содержится первое в мире упоминание о боге Одине.
Так называемый Винделевский клад уже был назван самой впечатляющей рунической находкой со времен Золотых Рогов. Но имя бога придает ему дополнительную изюминку:
«Впервые в мировой истории упоминается имя Одина, что возвращает скандинавскую мифологию к началу IV века. Это делает находку в Винделеве еще более впечатляющей», - говорит Лисбет Имер из Национального музея Дании.
По мнению исследователей, это означает, что боги, которых мы знаем из норвежской мифологии, были известны уже в начале IV века, то есть на 150 лет раньше, чем считалось ранее.
Открытие было сделано после того, как исследователи долгое время пытались расшифровать руны и резьбу на 22 золотых артефактах весом около 800 граммов, известных как брактеаты.
На одном из брактеатов есть фраза «Он -человек Одина», относящаяся к изображению на брактеате неизвестного короля или великого человека. Именно эта фраза показывает, что вера в норвежских богов была реальной раньше, чем считалось до этого.
Однако расшифровать, что именно означали руны, оказалось непростой задачей.
«За 20 лет моей работы рунологом в Национальном музее Дании эта руническая надпись оказалась самой сложной для интерпретации, но в то же время это открытие совершенно фантастическое», объясняет Лисбет Имер.
По мнению исследователей, находки важны, поскольку они способствуют переписыванию истории Дании.
«Я не видела таких хорошо выполненных рун и такого длинного текста на датской находке этого периода со времен Золотого Рога», - говорит Лисбет Имер.
«Это может стать ключом к пониманию других доисторических рунических надписей, которые мы до сих пор не смогли прочитать».
Новые находки также порадовали Кристера Вассхуса, который специализируется на древней лингвистической истории Скандинавии.
Мы нашли доказательство, и это огромное открытие. Я не могу опустить руки в чистом экстазе», - говорит он.
По словам исследователя, очень редко исследователям вообще предоставляется возможность изучить подобный материал.
«Надписи такого типа встречаются крайне редко, мы можем найти одну раз в 50 лет, а в этот раз она оказалась мировой историей», - объясняет Кристер Васшус.
В настоящее время надпись выставлена в Национальном музее Дании.
Как это было?
В декабре 2020 года два старых друга и археологи-любители отправились на прогулку с детектором в поле в Еллинге.
Они и не подозревали, что с находками из этой поездки они войдут в историю Дании и поставят перед нами самую сложную задачу, с которой мы когда-либо сталкивались как рунологи и эксперты по языку.
Винделевский клад, как назвали находку, с его 800 граммами настоящего золота является одним из крупнейших золотых кладов, найденных в Дании за последнее время.
Он интересен не только из-за красного древнего золота, но и из-за найденных в кладе брактеатов - золотых медальонов - с рунами.
На двух из прицветников имеются очень длинные надписи с именем Одина, верховного бога эсиров.
Брактеаты датируются IV веком, что делает их самыми древними примерами имени бога Одина в мире - по крайней мере, на сегодняшний день.
Самая древняя на сегодняшний день надпись, в которой фигурирует бог Один, находится на юге Германии.
В крупном захоронении близ Нордендорфа имя бога было обнаружено нацарапанным на обратной стороне пряжки костюма, датируемой второй половиной V века.
В Дании нам придется подождать до первой половины VII века, на пороге эпохи викингов, прежде чем имя Одина будет изображено на куске человеческого черепа из Рибе. Здесь Одина призывают как одного из трех богов, чтобы помочь владельцу амулета избавиться от болезни.
Имя Одина - хорошо известная во всем мире руническая надпись, которая встречается в ряде континентальных и древнеанглийских письменных источников, таких как «Происхождение лангобардов», «Sächsisches Taufgelöbnis»(древнесаксонский крещальный обет) и «Nigon Wyrta Galdor» (заговор девяти трав).
Раскопки, проведенные Музеем Вейле, показали, что на месте, где был найден клад, находилась ферма, состоящая из нескольких длинных домов и заборов.
Поэтому клад, предположительно, принадлежал местному лорду или королю, который закопал его в доме или рядом с домом.
В IV и V веках богатые лорды или мелкие короли использовали золотые украшения с подвесками, чтобы продемонстрировать свой статус и богатство.
Узоры на этих подвесках, называемых брактеатами, были вдохновлены римскими императорскими медальонами. На многих подвесках изображена мужская фигура в профиль, возможно, в сопровождении четвероногого животного, вероятно, лошади.
В течение многих лет ученые спорили о том, являются ли люди, изображенные на браштейнах, богом Одином, или же это короли, князья или магнаты.
Рунические надписи на винделевских прицветниках указывают на последнее.
Возможно, прицветники выдавались за важные союзы. Саксо Грамматик пишет о легендарном короле Фроде, что у него было золотое ожерелье, которое можно было использовать в качестве награды.
Эта цепь состояла из различных звеньев, на которых чередовались изображения королей. Такие цепи с прицветниками были найдены в нескольких местах в Дании.
Один из прицветников из Винделева очень особенный и очень ценный для исследования.
На ней имеется длинная руническая надпись, которая очень хорошо сформирована и имеет лингвистический смысл.
Надпись идет по кругу вокруг мотива прицветника, на котором изображено лицо короля в профиль и с прекрасной прической. Перед лицом изображена свастика и полукруг - возможно, символизирующие солнце и луну.
Ниже лица изображено четвероногое животное, вероятно, лошадь, с обозначенной сбруей и чем-то торчащим изо рта. Ухо лошади направлено в сторону открытого рта короля.
Первая часть текста брактеата особенно сложна, потому что в ней есть слова, которые мы не знаем из других источников, и слова, которые, по-видимому, не соответствуют развитию истории языка.
Надпись может начинаться со слова hostiōz, которое может означать «жертвенное животное» (во множественном числе). Тогда это латинское заимствованное слово, которое означало бы, что кто-то позаимствовал слово hostia из латыни и внедрил его в исконный скандинавский язык.
В последующей длинной последовательности утверждение, вероятно, скрывает, что кто-то помогает охоте или охотнице.
Мы также можем столкнуться с человеком или прозвищем Jaga, которое, возможно, даже было задумано как каламбур с глаголом «охотиться».
Наиболее точно мы знаем о последней части надписи. Она гласит: iz Wōd[a]nas weraz, что можно перевести как «он - человек Одина».
Но кто этот человек Одина? Это, должно быть, охотник, который мог носить имя Яга.
Кто же этот охотник или Яго?
Мы знаем, что Саксо называет изображения на прицветниках царями, и мы знаем, что прицветники имитируют римские императорские изображения.
Поэтому мы должны интерпретировать надпись как представление изображенного человека, который является королем.
Король назван человеком Одина, что указывает на его божественную легитимность, а также, возможно, говорит о том, что он является верховным культовым лидером общины.
Длинная надпись, похоже, была скопирована на одном из других брактеатов, но в гораздо худшем качестве.
На этой прицветной пластине также изображен вид сбоку на царя с аккуратно уложенной прической на коне с ухом, направленным в сторону царского рта.
Перед лицом изображены те же символы, что и на первом прицветнике, и дополнительно три точки, возможно, символизирующие звезды.
Надпись идет по кругу вокруг рисунка, причем некоторые символы явно рунические, а другие выглядят как размытые длинные линии.
Похоже, что тот, кто делал надпись на штампе, не до конца понимал текст, но скопировал внешний вид символов как можно лучше.
Смысл надписи явно был таким же, как на первом брактеате, но есть деталь, из-за которой ее нельзя интерпретировать как прямую копию первого:
Имя Один пишется по-другому, и, кроме того, кажется, что писец изменил две руны. Там, где он действительно хотел написать wothanas, он написал þowa(nas).
Две руны, обозначающие звуки /w/ и /þ/, почти одинаковы, из-за чего их легко спутать - особенно когда высота рун всего 2 мм.
Это означает, что когда-то существовала совершенно третья надпись с тем же содержанием, что и на двух брактеатах.
Должно быть, это был очень важный и, возможно, священный текст, который многие были заинтересованы скопировать.
У короля могло быть много веских причин позволить себе реализоваться благодаря силе и магическим способностям Одина.
Длинная и полная надпись на брактеате из Винделева является ключом к ряду неразгаданных загадок железного века.
Это показывает, что Один - очень древнее божество, которое было известно еще в 4 веке, и что изображения брактеата скорее следует интерпретировать как королей, чем как самого Бога.
И таким образом, это ключ к пониманию того, как изначально имели смысл неразборчивые брактеатные надписи.
Забавной деталью также является то, что на брактеате с плохо выполненным текстом из Винделева есть штамп -идентичный близнец из Больбро на окраине Оденсе, сделанный с помощью того же штампа.
Брактеат больбро был найден в 1852 году и с тех пор находится в коллекциях Национального музея.
На выставках Национального музея в течение последних 170 лет была древняя надпись Одина, но никто не знал об этом, пока не был найден клад Винделева.
Руны на огромном золотом кладе из Еллинга указывают, что Один был упомянут на 150 лет раньше, чем считалось ранее. Это открытие всколыхнуло всю скандинавскую мифологию.
Когда два археолога-любителя, Йорген Антонсен и Оле Шитц, почти два года назад сделали впечатляющую золотую находку в поле недалеко от Еллинга, они внесли большой вклад в знания о норвежской мифологии. Оказалось, что в одном из золотых изделий содержится первое в мире упоминание о боге Одине.
Так называемый Винделевский клад уже был назван самой впечатляющей рунической находкой со времен Золотых Рогов. Но имя бога придает ему дополнительную изюминку:
«Впервые в мировой истории упоминается имя Одина, что возвращает скандинавскую мифологию к началу IV века. Это делает находку в Винделеве еще более впечатляющей», - говорит Лисбет Имер из Национального музея Дании.
По мнению исследователей, это означает, что боги, которых мы знаем из норвежской мифологии, были известны уже в начале IV века, то есть на 150 лет раньше, чем считалось ранее.
Открытие было сделано после того, как исследователи долгое время пытались расшифровать руны и резьбу на 22 золотых артефактах весом около 800 граммов, известных как брактеаты.
На одном из брактеатов есть фраза «Он -человек Одина», относящаяся к изображению на брактеате неизвестного короля или великого человека. Именно эта фраза показывает, что вера в норвежских богов была реальной раньше, чем считалось до этого.
Однако расшифровать, что именно означали руны, оказалось непростой задачей.
«За 20 лет моей работы рунологом в Национальном музее Дании эта руническая надпись оказалась самой сложной для интерпретации, но в то же время это открытие совершенно фантастическое», объясняет Лисбет Имер.
По мнению исследователей, находки важны, поскольку они способствуют переписыванию истории Дании.
«Я не видела таких хорошо выполненных рун и такого длинного текста на датской находке этого периода со времен Золотого Рога», - говорит Лисбет Имер.
«Это может стать ключом к пониманию других доисторических рунических надписей, которые мы до сих пор не смогли прочитать».
Новые находки также порадовали Кристера Вассхуса, который специализируется на древней лингвистической истории Скандинавии.
Мы нашли доказательство, и это огромное открытие. Я не могу опустить руки в чистом экстазе», - говорит он.
По словам исследователя, очень редко исследователям вообще предоставляется возможность изучить подобный материал.
«Надписи такого типа встречаются крайне редко, мы можем найти одну раз в 50 лет, а в этот раз она оказалась мировой историей», - объясняет Кристер Васшус.
В настоящее время надпись выставлена в Национальном музее Дании.
Как это было?
В декабре 2020 года два старых друга и археологи-любители отправились на прогулку с детектором в поле в Еллинге.
Они и не подозревали, что с находками из этой поездки они войдут в историю Дании и поставят перед нами самую сложную задачу, с которой мы когда-либо сталкивались как рунологи и эксперты по языку.
Винделевский клад, как назвали находку, с его 800 граммами настоящего золота является одним из крупнейших золотых кладов, найденных в Дании за последнее время.
Он интересен не только из-за красного древнего золота, но и из-за найденных в кладе брактеатов - золотых медальонов - с рунами.
На двух из прицветников имеются очень длинные надписи с именем Одина, верховного бога эсиров.
Брактеаты датируются IV веком, что делает их самыми древними примерами имени бога Одина в мире - по крайней мере, на сегодняшний день.
Самая древняя на сегодняшний день надпись, в которой фигурирует бог Один, находится на юге Германии.
В крупном захоронении близ Нордендорфа имя бога было обнаружено нацарапанным на обратной стороне пряжки костюма, датируемой второй половиной V века.
В Дании нам придется подождать до первой половины VII века, на пороге эпохи викингов, прежде чем имя Одина будет изображено на куске человеческого черепа из Рибе. Здесь Одина призывают как одного из трех богов, чтобы помочь владельцу амулета избавиться от болезни.
Имя Одина - хорошо известная во всем мире руническая надпись, которая встречается в ряде континентальных и древнеанглийских письменных источников, таких как «Происхождение лангобардов», «Sächsisches Taufgelöbnis»(древнесаксонский крещальный обет) и «Nigon Wyrta Galdor» (заговор девяти трав).
Раскопки, проведенные Музеем Вейле, показали, что на месте, где был найден клад, находилась ферма, состоящая из нескольких длинных домов и заборов.
Поэтому клад, предположительно, принадлежал местному лорду или королю, который закопал его в доме или рядом с домом.
В IV и V веках богатые лорды или мелкие короли использовали золотые украшения с подвесками, чтобы продемонстрировать свой статус и богатство.
Узоры на этих подвесках, называемых брактеатами, были вдохновлены римскими императорскими медальонами. На многих подвесках изображена мужская фигура в профиль, возможно, в сопровождении четвероногого животного, вероятно, лошади.
В течение многих лет ученые спорили о том, являются ли люди, изображенные на браштейнах, богом Одином, или же это короли, князья или магнаты.
Рунические надписи на винделевских прицветниках указывают на последнее.
Возможно, прицветники выдавались за важные союзы. Саксо Грамматик пишет о легендарном короле Фроде, что у него было золотое ожерелье, которое можно было использовать в качестве награды.
Эта цепь состояла из различных звеньев, на которых чередовались изображения королей. Такие цепи с прицветниками были найдены в нескольких местах в Дании.
Один из прицветников из Винделева очень особенный и очень ценный для исследования.
На ней имеется длинная руническая надпись, которая очень хорошо сформирована и имеет лингвистический смысл.
Надпись идет по кругу вокруг мотива прицветника, на котором изображено лицо короля в профиль и с прекрасной прической. Перед лицом изображена свастика и полукруг - возможно, символизирующие солнце и луну.
Ниже лица изображено четвероногое животное, вероятно, лошадь, с обозначенной сбруей и чем-то торчащим изо рта. Ухо лошади направлено в сторону открытого рта короля.
Первая часть текста брактеата особенно сложна, потому что в ней есть слова, которые мы не знаем из других источников, и слова, которые, по-видимому, не соответствуют развитию истории языка.
Надпись может начинаться со слова hostiōz, которое может означать «жертвенное животное» (во множественном числе). Тогда это латинское заимствованное слово, которое означало бы, что кто-то позаимствовал слово hostia из латыни и внедрил его в исконный скандинавский язык.
В последующей длинной последовательности утверждение, вероятно, скрывает, что кто-то помогает охоте или охотнице.
Мы также можем столкнуться с человеком или прозвищем Jaga, которое, возможно, даже было задумано как каламбур с глаголом «охотиться».
Наиболее точно мы знаем о последней части надписи. Она гласит: iz Wōd[a]nas weraz, что можно перевести как «он - человек Одина».
Но кто этот человек Одина? Это, должно быть, охотник, который мог носить имя Яга.
Кто же этот охотник или Яго?
Мы знаем, что Саксо называет изображения на прицветниках царями, и мы знаем, что прицветники имитируют римские императорские изображения.
Поэтому мы должны интерпретировать надпись как представление изображенного человека, который является королем.
Король назван человеком Одина, что указывает на его божественную легитимность, а также, возможно, говорит о том, что он является верховным культовым лидером общины.
Длинная надпись, похоже, была скопирована на одном из других брактеатов, но в гораздо худшем качестве.
На этой прицветной пластине также изображен вид сбоку на царя с аккуратно уложенной прической на коне с ухом, направленным в сторону царского рта.
Перед лицом изображены те же символы, что и на первом прицветнике, и дополнительно три точки, возможно, символизирующие звезды.
Надпись идет по кругу вокруг рисунка, причем некоторые символы явно рунические, а другие выглядят как размытые длинные линии.
Похоже, что тот, кто делал надпись на штампе, не до конца понимал текст, но скопировал внешний вид символов как можно лучше.
Смысл надписи явно был таким же, как на первом брактеате, но есть деталь, из-за которой ее нельзя интерпретировать как прямую копию первого:
Имя Один пишется по-другому, и, кроме того, кажется, что писец изменил две руны. Там, где он действительно хотел написать wothanas, он написал þowa(nas).
Две руны, обозначающие звуки /w/ и /þ/, почти одинаковы, из-за чего их легко спутать - особенно когда высота рун всего 2 мм.
Это означает, что когда-то существовала совершенно третья надпись с тем же содержанием, что и на двух брактеатах.
Должно быть, это был очень важный и, возможно, священный текст, который многие были заинтересованы скопировать.
У короля могло быть много веских причин позволить себе реализоваться благодаря силе и магическим способностям Одина.
Длинная и полная надпись на брактеате из Винделева является ключом к ряду неразгаданных загадок железного века.
Это показывает, что Один - очень древнее божество, которое было известно еще в 4 веке, и что изображения брактеата скорее следует интерпретировать как королей, чем как самого Бога.
И таким образом, это ключ к пониманию того, как изначально имели смысл неразборчивые брактеатные надписи.
Забавной деталью также является то, что на брактеате с плохо выполненным текстом из Винделева есть штамп -идентичный близнец из Больбро на окраине Оденсе, сделанный с помощью того же штампа.
Брактеат больбро был найден в 1852 году и с тех пор находится в коллекциях Национального музея.
На выставках Национального музея в течение последних 170 лет была древняя надпись Одина, но никто не знал об этом, пока не был найден клад Винделева.
Элеонора Ример- Создатель сайта.Автор графики Лаборатория FL&D
- Сообщения : 8023
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения