Гастон Бюссьер - «Танец семи вуалей». 1925 г.

Перейти вниз

Гастон Бюссьер - «Танец семи вуалей». 1925 г. Empty Гастон Бюссьер - «Танец семи вуалей». 1925 г.

Сообщение автор Элеонора Ример 20.12.22 0:27

Автор Элеонора Ример(по материалам Кристиана-Жоржа Швенцеля,профессор античной истории)

Среди женских архетипов древности, завоевавших популярность в поп-культуре в последние годы,- Клеопатра, амазонки и Афродита. Но Саломея, знойная героиня, которой поклонялись до начала XX века,оказалась в относительном забвении. Несправедливость, которая должна быть исправлена!

Евангелия рассказывают нам об убийстве Иоанна Крестителя после знаменитого банкета, на котором, как говорят, танцевала Саломея, около 29 г. н. э. Праздник был посвящён дню рождения Ирода Антипы, двоюродного деда девушки и тетрарха, то есть правителя нескольких южных ближневосточных территорий от имени римлян. Действие «танца Саломеи» происходит в одной из крепостей Антипы, возможно, в Махеронтии или Махероусе, которую Флобер в «Иродиаде», одной из трех повестей, опубликованных в 1877 году, справедливо помещает «к востоку от Мертвого моря, на базальтовой вершине в форму конуса.»

Антипа арестовал и заключил в тюрьму Иоанна Крестителя, очень популярного проповедника, чьи яростные диатрибы против установленного порядка могли спровоцировать восстание. Иоанн Креститель также был виновен в оскорблени и Иродиады, жены Антипы, которая по этой причине постоянно требовала от своего мужа предать дерзкого пророка смерти. Но Антипа колебался, потому что знал, что Иоанн был «мужем праведным и святым», читаем мы в Евангелии от Марка (Мк 6 :20).

День рождения Антипы стал для Иродиады идеальным днем для достижения своих целей. Присутствует жена тетрарха со своей дочерью Саломеей, рожденной от предыдущего брака. Во время пира «дочь этой Иродиады пришла исполнить танец, и понравилась Ироду и гостям его», - говорит Марк (Мк 6:22). Чтобы отблагодарить ее, тетрарх дал ей клятву: «Что бы ты ни попросила у меня, я дам тебе, даже, если это будет половина моего царства".

Затем Саломея под влиянием своей матери требует «на блюде голову Иоанна Крестителя». Тетрарх не смеет отказать, чтобы не противоречить самому себе перед гостями. Он немедленно посылает стражника обезглавить Иоанна Крестителя в его тюрьме. И Саломея получает голову, которую она передает своей матери.

Этот знаменитый танец, возможно, действительно состоялся. Однако, как отмечает историк Гарольд В. Хенер, Евангелия не приписывают выступлению Саломеи какого-либо эротического подтекста.

Родившаяся около 18 г. н. э., принцесса должна была быть тогда еще совсем юной девочкой, всего одиннадцати или двенадцати лет.

Греческий термин, обозначающий ее в Евангелиях, - это korasion :уменьшительно-ласкательное от слова korè («девушка»). Слово korasion не только вызывает в воображении девочку, но и лишает ее всякой женственности. Таким образом, в танце Саломеи нет ничего похожего на стриптиз, если не считать того, что Марк и Матфей использовали иронию. В значении, эквивалентном слову «девичья прядь», korasion могло быть использовано антифрастически для обозначения соблазнительной женщины. Но это предположение кажется маловероятным в Евангелиях, где неуместна любая фамильярность.

Первоначально тема танца Саломеи, таким образом, могла быть не чем иным, как демонстрацией танца маленькой девочки по случаю дня рождения ее двоюродного дедушки.

Саломея превратилась в эротическую фигуру примерно через три века после написания Евангелий в 16‑й проповеди Святого Августина.

Она демонстрирует свою грудь в неистовом танце : «Иногда она наклоняется и представляет свой бок взорам зрителям ; иногда, в присутствии этих мужчин, она выставляет напоказ свою грудь».

Таким образом, Саломея превратилась в распутную и роковую молодую девушку. Как и другие аналогичные фигуры в патриархальных обществах, она олицетворяет женскую опасность, от которой мужчины должны защищаться.

Святой Августин стал, вопреки себе, пропагандистом исключительной судьбы Саломеи, осуждение которой вскоре превратилось в фантазию. Танец молодой девушки пользовался огромным успехом со времен Средневековья. На тимпане собора Святого Иоанна, который Флобер хорошо знал, акробатическая Саломея изгибается, опустив голову и подняв ноги.

В XV веке художник Беноццо Гоццоли изобразил гордую девушку-подростка, которая без колебаний смотрит Антипе прямо в глаза. Ошеломленный тетрарх держит правую руку над сердцем, а другой сжимает кухонный нож, поднятый над пиршественным столом, - сдержанный фаллический символ, свидетельствующий о его возбуждении.

Саломея также самоуверенна в картине Кранаха Старшего (1531 г.) : ее не впечатляет окровавленная голова, которую она несет на блюде в качестве трофея своей победы, в то время как Антипа изображает жест отвращения. Кранах подчеркивает контраст между гордой красотой Саломеи и тетрархом, изображенным в виде крупной фигуры с тяжелым взглядом. Он также играет на контрасте между изяществом юной девственницы и лицом обезглавленного пророка, смешивая эротизм и жестокость в произведении, которое можно назвать садистским.

В 1877 году, когда Флобер опубликовал «Иродиаду», одну из своих «Трех повестей», он вспомнил об акробате на тимпане Руанского собора. Он также опирался на свой собственный опыт, в частности, в компании танцовщиц Кучук- Ханем и Азизе, с которыми он познакомился в Египте.

Характер Саломеи выражает как влечение, так и ужас, который вызывает в нем сила соблазнения. Обезглавливание святого символизирует кастрацию человека, отчужденного желанием.

Желание, которое околдовывает и стирает всякое суждение, возбуждаемое одним лишь видом частей женского тела: «Обнаженная рука подалась вперед, молодая, очаровательная рука». Телосложение девушки фрагментарно. Его различные части или характеристики способствуют разжиганию вожделения зрителя: «дуги ее глаз, халцедоны ее ушей, белизна ее кожи».

Одежда также детализирована, подчеркивая плоть и делая ее еще более привлекательной: «голубоватая вуаль, покрывающая ее грудь и голову», «черные брюки», «маленькие туфельки из пуха колибри». Флобер выражает своего рода фетишизм восточных и манящих женских нарядов. Позднее этот образ был использован в кино: танец Бриджид Базлен в роли Саломеи в фильме Николаса Рэя «Царь царей» (1961).

Хотя название сказки относится только к Иродиаде, произведение построено на удвоении женской угрозы через тесно связанные фигуры матери, настоящей хозяйки церемонии, и ее дочери, не менее грозной, как исполнительницы материнского сценария. Вот так Антипа попадает в сети этих двух роковых женщин : манипулятора и заклинателя.

После Флобера Саломея еще несколько десятилетий продолжала занимать западное воображение. В 1891 году Оскар Уайльд придумал тему танца семи вуалей для своей пьесы «Саломея», которая вскоре была положена на музыку Рихарда Штрауса(1905). Фигура Саломеи тогда достигла своего художественного пика.

Гастон Бюссьер - «Танец семи вуалей». 1925 г. SujGGLDN_5Q


Гастон Бюссьер - «Танец семи вуалей». 1925 г. %D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%B0%20%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80
Элеонора Ример
Элеонора Ример
Создатель сайта.Автор графики Лаборатория FL&D

Сообщения : 7654

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
DMCA.com Protection Status