В одной древнесаксонской поэме Иисус был изображен в виде вождя викингов. Вот история.

Перейти вниз

В одной древнесаксонской поэме Иисус был изображен в виде вождя викингов. Вот история. Empty В одной древнесаксонской поэме Иисус был изображен в виде вождя викингов. Вот история.

Сообщение автор Элеонора Ример 21.05.23 11:34

Автор Джонатан Уилльямсон(перевод Элеонора Ример)

Гелианд, безусловно, является одним из наиболее остросюжетных пересказов жизни Иисуса Христа. Эта эпическая поэма начала IX века, написанная на древнесаксонском языке, была не только длиной в 6 000 строк, но и пересказывала историю Иисуса в стиле германского эпоса,мало чем отличаясь от некоторых саг, созданных примерно в то же время.

Христианство возникло в 1 веке нашей эры в римской провинции Иудея как микроскопическое следование учению Иисуса Христа. Это была всего лишь одна из многих религий, которым поклонялись подданные Рима. Однако вера только в одного Бога резко контрастировала с политеизмом римской цивилизации. Более того, неодобрение политеизма, наряду с поклонением римскому императору как полубогу, подорвало Римский мир.

В последующие столетия число христиан росло, в то время как римские власти буквально бросали их на растерзание львам. Эти гонения, возможно, имели противоположный желаемому эффект, и вскоре христиане стали заметным меньшинством в Римской империи.Именно под руководством императора Константина Великого (272 - 337 гг. н.э.) в отношениях Рима с христианством произошла смена парадигмы. Факты, связанные с его обращением в христианство, окутаны легендами и преданиями, но ученые в целом согласны с тем, что он был крещен в 312 году н.э. Его «Миланская редакция», состоявшаяся годом позже, отменила уголовную ответственность за христианское богослужение, положив конец многовековым жестоким преследованиям.

Под эгидой преемника Константина, Феодосия I, католическая ортодоксия христианской церкви стала официальной государственной религией Римской империи в 380 году н.э. То, что начиналось с нескольких десятков последователей в Иудее, менее чем за четыре столетия стало официальной государственной религией самого могущественного государства Европы.

Именно в это время религиозных потрясений и перемен Рим начал по-новому строить свои отношения с различными германскими племенами.

Германские племена, происходящие из Скандинавии, начали долгий процесс миграции на юг примерно с 1000 года до нашей эры. К началу I века н.э. эти племена достигли рек Рейн и Дунай, граничащих с Римской империей.

Здесь эти германские племена вскоре вступили в тесный контакт с римлянами. Они познакомились не только с «благами» римской цивилизации (перефразируя Монти Пайтона - прямые дороги, медицина и акведуки, и это лишь некоторые из них), но и с духовными верованиями, практиками и идеями, а именно с развивающейся религией христианства.

К тому времени, когда Феодосий I сделал христианство государственной религией Рима, Европа вступила в так называемый период миграции (Völkerwanderung). В этот период происходило масштабное переселение народов в Римскую империю, что сыграло свою роль в распаде империи в Западной Европе. Среди этих народов были англы, франки, готы, вандалы, гунны, гэлы и саксы.

По мнению римлян, саксы были германским народом ,населявшим обширную территорию Северной Германии, которая граничила с Северным морем. К последним годам существования Западной Римской империи термин «сакс» был не этнической принадлежностью, а прилагательным - он означал что-то вроде германского прибрежного разбойника. Это предвещало появление их предшественников, викингов, название которых следует рассматривать скорее как описание профессии (налетчик или пират раннего средневековья), чем как конкретную этническую группу.

Со своей базы в Северной Европе они к VII веку н.э. распространились на территорию нынешней французской области Нормандия. Здесь они вступили в контакт с франкскими народами, которые с V века были объединены под властью одного лидера, Хлодвига I, который породил династию Меровингов и был назван «первым королем Франции». Именно брак Хлодвига в 493 году н.э. с бургундской принцессой, которая была католичкой, изменит будущее германских народов, включая саксов. В результате постоянного давления со стороны супругов (смеем сказать, придирок),Хлодвиг в конце концов принял католическое крещение в то время, когда большинство других германских народов были либо язычниками, либо арианами. Вскоре Хлодвиг захватил большую часть Западной Европы и добился того, что католицизм, а не арианство, стал доминирующим вариантом христианства.

После крещения Хлодвига все последующие правители франкских королевств стали католиками и распространяли свою религию, часто острием меча, среди различных народов, с которыми они воевали и которых подчиняли, включая саксов.

На протяжении VIII и IX веков Франкская империя (которой теперь управляла династия Каролингов) вступала в конфликт с саксами. Помимо победы на поле боя, франкские правители также были заинтересованы в завоевании душ.

Для создания новообращенных саксов - которые часто все еще верили в древнегерманское и скандинавское язычество - необходимо было адаптировать Иисуса Христа к местному контексту. В конце концов, это была религия, где одним из ключевых постулатов было «подставить другую щеку», т.е. отвечать на обиду, вред или клевету не насилием или местью, а кротким допущением новых обид. Этого не могли понять саксы, вся культура которых была пропитана воинским мастерством, насилием и сражениями. В начале IX века миссионеры пытались завоевать новообращенных среди саксов, используя язык и поэзию. Церковь должна была рассказать о «Князе мира» и представить Иисуса таким образом, чтобы местные саксы могли лучше понять его.

Результатом этого стала эпическая поэма Heiland (по-старосаксонски «спаситель»), которая является крупнейшим из известных произведений на древнесаксонском языке. Она насчитывает более 6 000 строк и была написана в период с 814 по 876 год н.э. во времена правления франкского правителя Людовика Благочестивого или его преемника Людовика Немецкого. В поэме пересказывалась история Иисуса Христа, но с некоторыми отличиями: Иисус стал вождем, вождем викингов, молитвы превратились в руны, а во время «Тайной вечери» в большом пиршественном зале употреблялась медовуха, а не вино. Эта поэма оказалась широко популярной, поскольку представляла собой синтез христианских идеалов и германского боевого духа. Этот синтез германских и христианских идеалов продолжался уже некоторое время - ведь, несмотря на переход Хлодвига в католичество, он все еще продолжал раскалывать черепа.

Для большинства франкских правителей - и для саксов - христианство было скорее инструментом, который использовался для завоевания власти или подчинения населения, чем повседневным вероучением, по которому нужно жить. Благодаря успеху Гелианда были переведены и другие библейские истории, которые были широко популярны среди воинственных саксов, включая Книгу Бытия, разрушение Содома и «сложное» соперничество братьев и сестер Каина и Авеля.

Некоторые из наиболее запоминающихся пересказов аспектов жизни Иисуса включают объявление о приходе Иисуса в «Мидделгард», крещение «Вождя -Христа» «его верным помощником Иоанном» и призыв Христом «двенадцати человек быть его людьми... Его первыми спутниками-воинами».

К тому времени, когда был заказан Гелианд, саксов уже более или менее удалось убедить или заставить принять христианство. Кампании франкского правителя (и первого императора Священной Римской империи) Карла Великого в течение 30 лет, с 772 по 804 год, окончательно подчинили саксов и привели их в орбиту франкского королевства. Саксы долгое время сопротивлялись желанию принять христианство, но военные сражения Карла Великого в конце концов заставили их принять христианство. В течение IX века они приняли крещение, что привело к синтезу христианства с германскими чертами.

Начиная с VI века, многие саксы также вышли в море и переплыли его, чтобы мигрировать на Британские острова. Миссионеры, посланные из Ирландии (важного источника христианства в период раннего средневековья, возможно, лишь второго после Рима), отправились обращать этих язычников и «неевреев» в христианство. Эти саксы захватили местных романо-британцев и основали четыре отдельных саксонских королевства (королевства Эссекс, Мидлсекс, Сассекс и Уэссекс).

Гелианд предлагает захватывающее представление о том, насколько гибкой была ранняя католическая церковь. Синтез Иисуса и германских языческих верований завоевал множество новообращенных, и Гелианд оставался широко популярным среди саксонского населения. Тем, кто интересуется, как Иисус стал Тором, стоит обратить внимание на Гелианд.

Более подробную информацию о переводе Гелианда можно найти на сайте Британской библиотеки.

А чтобы узнать больше об обращении англосаксов в христианство, посетите сайт BBC History Extra.


В одной древнесаксонской поэме Иисус был изображен в виде вождя викингов. Вот история. Mb9emz10


В одной древнесаксонской поэме Иисус был изображен в виде вождя викингов. Вот история. %D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%B0%20%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80
Элеонора Ример
Элеонора Ример
Создатель сайта.Автор графики Лаборатория FL&D

Сообщения : 7657

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
DMCA.com Protection Status