Чакры и психические центры в западных магических традициях
Страница 1 из 1
Чакры и психические центры в западных магических традициях
Комментарий Элеонора Ример
Статья не для спора об обоснованности практики 7 чакр, а о практических аспектах самой практики, о том, как она влияет на западные практики и методологию и есть ли им место в западных магических традициях?
Кристофер Уоллис, ученый-санскритолог и практик, подробно рассказывая о чакрах,конкретный смысл заключает в следующем:(подробно о каждом пункте ниже)
1.В оригинальной традиции существует не только одна система чакр, их множество.
2.Системы чакр носят предписывающий характер, а не описательный.
3.Психологические состояния, связанные с чакрами, являются полностью современными и западными.
4.Популярная сегодня система семи чакр заимстована не из древнего писания, а из трактата, написанного в 1577 году.
5.Основная цель системы чакр - функционировать как шаблон для nyāsa - установки мантр и божеств.
6.Мантры - семена, которые, как вы думаете, сочетаются с чакрами, на самом деле связаны с элементами, которые случайно установлены в этих чакрах.
Если представить, что чакры являются предписывающими центрами и что они устанавливают мантры и божества в наши тела,тогда как насчет филактерий и талисманов. Как быть с физическим телом и буквами в связи с этим?
Хаим Виталь писал: «Знайте, что на каждом органе человеческого тела выгравированы буквы, информирующие нас о его действиях. Но главное место - это лоб.»
Некоторые люди могут подумать, что еврейские практики не являются западными по своей природе, и это справедливо, но Завет Соломона также проливает свет на это, когда ассоциирует часть тела с комбинацией демона и ангела. Фрагмент Оригена гласит:
«... Египтяне говорят, что тело человека находится в ведении тридцати шести даймонов, или бесплотных богов, которые делят его между собой, таково число частей, на которые оно разделено (хотя некоторые говорят, что гораздо больше). Каждый даймон отвечает за свою часть.»
Священная книга Асклепия об этом говорит с астрологической точки зрения:
Овен - голова, Телец - шея, Близнецы - плечи, Рак - грудь, Лев - спина, лопатки, сердце и ребра, Дева - живот, Весы - ягодицы, Скорпион - лобок, Стрелец - бедра, Козерог - колени, Водолей - ноги и Рыбы - ступни.
Все это можно рассматривать как способ диагностики и медицинской магии, но также они имеют свое собственное значение в этой практике. Я не призываю смешивать эти системы вместе, но, возможно, в них есть нечто большее, чем то, о чем мы думаем.
Арабские маги создают талисман для сновидений и привязывают его к правому предплечью, почему к правому, а не к левому? Филактерии, подобные тем, что используются в «безголовом», повязываются на лоб... есть ли в этом что-то еще? Я не говорю, что все чакры должны быть задействованы, просто в этом что-то есть.
Значит ли это, что я поощряю безрассудные эксперименты с ними? Конечно, нет, вы навредите себе, если будете слишком усердствовать в работе с ними. Мы используем их как часть целой системы, возможно,иногда просто используя столб и сферы, чтобы наполнить себя энергией, или визуализируя нади/канал во время пранаямы.
Обычная рекомендация - следовать восточной процедуре, и это может показаться странным для некоторых людей, но, честно говоря, лучше сделать шаг назад и посмотреть на свою собственную практику. Духи будут работать с ней или без нее, но ваше тело все равно будет реагировать на духов на физиологическом уровне. С прагматической точки зрения ,некоторые духи могут быть даже более благосклонны и выполнять Ньясу за вас. Если вы подумаете об этом, призывание и божественные формы сливаются воедино, и их результат приближается к чему-то, напоминающему подобную практику.
Возвращаемся к исследованию Кристофера Уоллиса
1. В ИЗНАЧАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ СУЩЕСТВУЕТ НЕ ОДНА СИСТЕМА ЧАКР, А МНОЖЕСТВО.
Очень много! Теория тонкого тела и его энергетических центров, называемых чакрами (или падмами (лотосами), адхарами, лакхьями (фокусными точками) и т.д.), пришла из традиции Тантрической йоги, которая процветала в 600-1300 гг. н.э. и жива по сей день. В зрелой Тантрической йоге (после 900 года или около того) каждая из многочисленных ветвей традиции формулировала свою систему чакр, а некоторые ветви - более одной. В зависимости от того, какой текст и какую линию вы рассматриваете, изучаются системы пяти чакр, шести чакр, семи, девяти, десяти, двенадцати, двадцати одной и более чакр. Система семи (или, технически, 6 + 1) чакр, о которой знают западные йоги, является лишь одной из многих, и она стала доминирующей примерно в 15 веке.
Я знаю, что вы думаете: "Но какая система правильная? Сколько на самом деле чакр?". И это подводит нас к первому главному заблуждению. Чакры не похожи на органы физического тела; это не фиксированные факты, которые мы можем изучать, как врачи изучают нервные ганглии (с которыми чакры путали в девятнадцатом веке). Энергетическое тело (sūkshma-sharīra) - это необычайно изменчивая реальность, как и следует ожидать от всего нефизического и сверхчувственного. Энергетическое тело может быть представлено, с точки зрения опыта, любым количеством энергетических центров, в зависимости от человека и йогической практики, которую он выполняет.
Тем не менее, есть несколько центров, которые присутствуют во всех системах: в частности, в нижней части живота или сексуальном центре, в сердце и в макушке головы или около нее, поскольку это три места в теле, где люди во всем мире испытывают как эмоциональные, так и духовные явления. Но кроме этих трех, существует огромное разнообразие в системах чакр, которые мы находим в оригинальной литературе. Одна из них не является более «правильной», чем другая, разве что относительно конкретной практики. Например, если вы занимаетесь практикой пяти элементов, вы используете систему пяти чакр (см. пункт № 6 ниже). Если вы интериоризируете энергию шести различных божеств, вы используете систему шести чакр.
2. СИСТЕМЫ ЧАКР НОСЯТ ПРЕДПИСЫВАЮЩИЙ, А НЕ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
Это, возможно, самый важный момент. Английские источники склонны представлять систему чакр как экзистенциальный факт, используя описательный язык (например, «чакра муладхара находится у основания позвоночника и она красного цвета» и т.д.). Но в большинстве оригинальных санскритских источников нам не рассказывают о том, как все устроено, а дают конкретную йогическую практику: мы должны визуализировать тонкий объект из цветного света, по форме напоминающий лотос или прялку, в определенной точке тела, а затем активировать в нем мантрические слоги с определенной целью. Когда вы поймете это, пункт №1 выше приобретет больше смысла. Тексты являются предписывающими - они говорят, что вы должны делать, чтобы достичь конкретной цели мистическими средствами. Когда буквальный санскритский текст гласит, в своей эллиптической манере, «четырехлепестковый красный лотос у основания тела», мы должны понимать: «Йогин должен визуализировать четырехлепестковый лотос...»
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ЧАКРАМИ, ЯВЛЯЮТСЯ ПОЛНОСТЬЮ СОВРЕМЕННЫМИ И ЗАПАДНЫМИ.
На бесчисленных сайтах и в бесчисленных книгах мы читаем, что чакра муладхара связана с выживанием и безопасностью, что чакра мапура связана с силой воли и самооценкой, и так далее. Образованный йог должен знать, что все ассоциации чакр с психологическими состояниями - это современная западная инновация, начало которой положил Карл Юнг. Возможно, для некоторых людей такие ассоциации представляют собой эмпирическую реальность (хотя обычно не без предварительной подготовки), но мы определенно не находим их в санскритских источниках.
Почти все многочисленные ассоциации, встречающиеся в «Колесе жизни» Анодеи Джудит, не имеют под собой никакой основы в индийских источниках. Каждая чакра, говорит нам Джудит, связана с определенной телесной железой, определенными телесными нарушениями, определенной пищей, определенным металлом, минералом, травой, планетой, путем йоги, мастью таро, сефирой еврейского мистицизма и архангелом христианства! Ни одна из этих ассоциаций не встречается в первоисточниках. Джудит или ее учителя создали их на основе кажущегося сходства. Это относится и к эфирным маслам и кристаллам, которые, как утверждают другие книги и сайты, соответствуют каждой чакре. (Я должен отметить, что Джудит действительно приводит некоторую информацию из оригинального санскритского источника [то есть Ṣaṭ-cakra-nirūpaṇa, о котором см. ниже] под ярлыком «Символы лотоса» для каждой чакры).
Это не значит, что если положить определенный кристалл на живот, когда у вас проблемы с самооценкой, и представить, что он очищает вашу чакру maṇipūra, это не поможет вам почувствовать себя лучше. А может и поможет, в зависимости от человека. Хотя эта практика, конечно, не является традиционной и не проверялась поколениями (в чем, собственно, и заключается весь смысл традиции), Бог знает, что на небе и земле есть нечто большее, чем то, о чем мечтает мой рационалистический мозг.
Но, на мой взгляд, люди должны знать, когда родословная практики насчитывает несколько десятилетий, а не столетий. Если практика имеет ценность, то вам не нужно фальсифицировать ее происхождение, верно?
4. ПОПУЛЯРНАЯ СЕГОДНЯ СИСТЕМА СЕМИ ЧАКР БЕРЕТ НАЧАЛО НЕ ИЗ ДРЕВНЕГО ПИСАНИЯ, А ИЗ ТРАКТАТА, НАПИСАННОГО В 1577 ГОДУ.
Система чакр, которой следуют западные йоги, содержится в санскритском тексте, написанном парнем по имени Pūrṇānanda Yati. Он закончил свой текст (Ṣaṭ-chakra-nirūpaṇa или «Объяснение шести чакр», которое на самом деле является шестой главой более крупной работы) в 1577 году, а на английский язык он был переведен ровно 100 лет назад, в 1918 году.
В предыдущей версии этой заметки я назвал эту систему семи чакр «поздней и несколько нетипичной». Но через несколько дней я понял, что ошибся - более простая версия той же семичакровой системы встречается в постскриптумном тексте XIII века под названием Śāradā-tilaka, хотя этот текст явно признает существование нескольких систем чакр (например, системы из 12 или 16 чакр). Более подробную версию той же системы мы находим в Śiva-samhitā четырнадцатого или пятнадцатого века. Однако большинство йогов (как индийских, так и западных) знают систему семи чакр по работе шестнадцатого века Пуранананды, а точнее, по ее несколько бессвязному и запутанному переводу, сделанному Джоном Вудроффом в 1918 году. Тем не менее, достаточно верно сказать, что эта система семи чакр была доминирующей в течение последних четырех или пяти веков. Но также верно и то, что известная вам вестернизированная система семи чакр основана на интерпретации оккультистами начала двадцатого века несовершенного перевода неписаного источника. Это ни в коем случае не делает ее недействительной, а скорее ставит под сомнение ее гегемонию.
Обратите внимание, что тантрический буддизм (например, тибетский) часто сохраняет более древние формы, и действительно, система пяти чакр является доминирующей в этой традиции (как и более фундаментальная система трех бинду). Типичная система пяти чакр, как она представлена в классической Тантре, приведена на странице 387 моей книги «Тантра освещенная».
5. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СИСТЕМЫ ЧАКР - ФУНКЦИОНИРОВАТЬ КАК ШАБЛОН ДЛЯ НЬЯСЫ - УСТАНОВКИ МАНТР И БОЖЕСТВ.
По замыслу авторов, главная цель любой чакровой системы - служить шаблоном для ньясы, то есть установки мантр и божеств-энергий в определенных точках тонкого тела. Поэтому, хотя миллионы людей сегодня увлечены чакрами, почти никто из них не использует их по назначению. Это нормально. Опять же, я здесь не для того, чтобы заставить кого-то ошибаться, а для того, чтобы просветить тех, кто интересуется.
Наиболее выдающимися особенностями систем чакр в первоисточниках являются следующие три: 1) мистические звуки санскритского алфавита распределены по «лепесткам» всех чакр системы; 2) каждая чакра связана с определенным Великим элементом (Земля, Вода, Огонь, Ветер и Пространство); 3) каждая чакра связана с определенным индуистским божеством или божествами. Это объясняется тем, что система чакр, как я уже говорил, в первую очередь является шаблоном для ньясы. В nyāsa (дословно «размещение») вы визуализируете определенный мантрический слог в определенном месте в определенной чакре в вашем энергетическом теле, беззвучно произнося его звук.
Очевидно, что эта практика вписана в культурно-специфический контекст, в котором звуки санскритского языка рассматриваются как уникальные мощные вибрации, которые могут стать эффективной частью мистической практики, приносящей духовное освобождение или мирские блага с помощью магических средств. Привлечение образа и энергии конкретного божества в определенную чакру также является культурно-специфическим, хотя если западные йоги поймут, что означают эти божества, то эта практика может иметь смысл и для них, хотя, вероятно, никогда не будет столь же значимой, как для тех, кто вырос с этими божествами в качестве парадигматических икон, начертанных на их подсознании.
Так называемые божества-причины (карана-деваты) в значительной степени фигурируют в каждой системе чакр. Эти божества образуют фиксированную последовательность: от низшей чакры к высшей, это Ганеш, Брахма, Вишну, Рудра, Īśvara, Sadāśiva и Бхайрава, причем первое и последнее из них часто не появляются, в зависимости от количества чакр. Последнее божество в списке божеств-причин никогда не является высшим божеством данной системы, поскольку это божество (кем бы оно ни было) возведено в сахасрару или тысячелепестковый лотос на венце головы (который технически не является чакрой, поскольку чакры, по определению, пронзаются Kuṇḍalinī в ее восхождении или нисхождении, тогда как сахасрара - ее конечный пункт назначения и дом). Поэтому Бхайрава (наиболее эзотерическая форма Шивы) включается в список божеств-причин только тогда, когда он трансцендируется Богиней, а последняя является высшим божеством во многих из этих систем.
6. СЕМЕНА-МАНТРЫ, КОТОРЫЕ, КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, СОЧЕТАЮТСЯ С ЧАКРАМИ, НА САМОМ ДЕЛЕ СОЧЕТАЮТСЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ, КОТОРЫЕ УСТАНОВЛЕНЫ В ЭТИХ ЧАКРАХ.
Это проще, чем кажется. Вам говорили, что семенная мантра (биджа) чакры муладхара - это ЛАМ. Но это не так. Ни в одном санскритском источнике, ни даже в несколько искаженном синкретическом изложении Пурранды. И мантра свадхиṣṭхана чакры не является ВАМ. Все просто: ЛАМ (рифмуется с "большой палец") - это семенная мантра элемента Земли, которая в большинстве практик визуализации чакр устанавливается в муладхаре. VAM - это семенная мантра элемента Воды, который устанавливается в svādhiṣṭhāna (по крайней мере, в семичакровой системе, о которой вы знаете). И так далее: РАМ - это слог огня, ЯМ - ветра, а ХАМ - пространства. (Все эти биджа рифмуются с "большим пальцем"; хотя я должен отметить, что в эзотерической Тантрической йоге элементальные биджа на самом деле имеют другие гласные звуки, которые считаются гораздо более мощными).
Итак, суть в том, что фундаментальные мантры, связанные с первыми пятью чакрами на всех сайтах, которые вы можете найти в Google, на самом деле не относятся к этим чакрам как таковым, а скорее к пяти Элементам, установленным в них.На самом деле, в разных тантрических линиях мы находим Элементы, установленные в совершенно разных местах. Например, в линии Саиддхантика Земля установлена в сердечной чакре.
К этому можно добавить, что большинство геометрических фигур, ассоциирующихся сегодня с чакрами, также соответствующим образом относятся к Элементам стихии. Земля традиционно представлена в виде (желтого) квадрата, Вода – в виде (серебряного) полумесяца, Огонь – в виде направленного вниз треугольника, Ветер – в виде гексаграммы или шестиконечной звезды, и Пространство – в виде круга. Поэтому, когда вы видите эти фигуры на изображениях чакр, вы теперь знаете, что на самом деле они являются изображениями соответствующих Элементов стихии, а не геометрическими формами, присущими чакрам как таковым.
Элеонора Ример- Создатель сайта.Автор графики Лаборатория FL&D
- Сообщения : 8023
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения