Амулет XIV века с именами трех ангелов из амстердамского издания 1701 года «Сефер Разиэль ха-малах» (Тайная книга архангела Разиэля)

Перейти вниз

Амулет XIV века с именами трех ангелов из амстердамского издания 1701 года «Сефер Разиэль ха-малах» (Тайная книга архангела Разиэля) Empty Амулет XIV века с именами трех ангелов из амстердамского издания 1701 года «Сефер Разиэль ха-малах» (Тайная книга архангела Разиэля)

Сообщение автор Элеонора Ример 04.09.23 22:21

Автор Элеонора Ример

Согласно одной истории из средневекового древнееврейского трактата «Алфавит Бен - Сиры», содержащего 22 пословицы, расположенные в соответствии с еврейским алфавитом, Бен - Сира исцеляет амулетом больного маленького сына царя Навуходоносора. Когда царь спрашивает его, что он написал на амулете, Бен - Сира рассказывает, что Бог сотворил первую человеческую пару из праха и они были равны. Поэтому женщина, Лилит, не захотела лежать под Адамом на ложе, как того требовала еврейская сексуальная мораль, а захотела быть выше. Она взбунтовалась и сбежала к Красному морю, где соединилась с демонами. Бог послал за ней трех ангелов, которые, однако, не смогли вернуть ее обратно. Все, с чем они могли согласиться, так это с тем, что, хотя она, как демон, теперь обладала силой заражать новорожденных детей, тем не менее, если бы имена этих трех ангелов были где-то написаны, она не причинила бы вреда ребенку там. Амулет начал входить в обиход во многих еврейских кругах и в разных формах широко использовался по всему миру вплоть до XX века.

В литературе этот трактат рассматривается как своего рода сатира, сборник пародий, огромная мистификация, полная педантичного талмудического хохмения над разного рода развратом . Вот насколько серьезно надо относиться к традиции о Лилит как первой жене Адама. Действительно, в двойной истории творения, изложенной в Книге Бытия, Бог сначала создает мужчину и женщину по своему образу и подобию (Быт 1:27), а затем из ребра мужчины создает женщину (Быт 2:22). Для верующих в буквальное толкование Библии это были два творения: но где же тогда первая женщина? Этот логический пробел восполнили с помощью Лилит, которая в Библии и Талмуде не имеет никакого реального значения. Однако до них ни иудейская, ни христианская экзегетическая традиция не ставила и не отвечала на этот вопрос, тем более не создавала «первую жену».

В любом случае, амулет, предохраняющий от смерти ребенка, звучал слишком хорошо, чтобы оставить его без внимания.

А вместе с амулетом в еврейской народной религиозности постепенно укоренилось представление о Лилит как о первой жене Адама. Однако эта идея еще больше взволновала христиан, когда они впервые познакомились с этой иудейской традицией, которую считали очень древним и святым тайным знанием. Это произошло как раз во Флоренции в конце XV века, когда в Платоновской академии Лоренцо Медичи, членом которой был первый христианский каббалист Пико делла Мирандола, начали переводить отрывки из каббалы и раввинистической литературы. Так этот мотив появился в работах художников - посетителей Академии. Так, Филиппино Липпи изобразил в капелле Филиппо Строцци в Санта-Мария Новелла первых четырех патриархов, в том числе Адама, защищающего своего маленького сына Сета от Лилит (при этом он все еще бросает мечтательный взгляд на свою бывшую обладательницу богатых рыжих волос). Некоторые искусствоведы также видят Лилит в искусительнице Микеланджело в Сикстинской капелле или в первой женщине Босха в Саду земных наслаждений.

Лилит также встречается в еврейской Библии только в одном месте - в книге пророка Исаии 34 (13-16), где Господь предсказывает, как он уничтожит Эдом:

«Шипы заполонят ее цитадели, крапива и ежевика- ее твердыни. Она станет прибежищем шакалов, домом для сов. Пустынные твари встретятся с гиенами, и дикие козы будут блеять друг на друга. Там лилит приляжет и найдет для себя места отдыха. Там будет гнездиться сова, откладывать яйца, высиживать их и заботиться о потомстве под сенью своих крыльев. Там же соберутся и соколы, каждый со своей парой».

Роль Лилит здесь заключается в том, чтобы, наряду с другими зловещими существами, обозначить, насколько опустошенным Господь делает Эдом. Но что это за существо, мы не знаем, поскольку это название - hapax legomenon, слово, которое встречается в Библии только один раз. Тем не менее, оно должно было быть знакомо евреям того времени, если могло использоваться для обозначения масштабов разрушения.

Слова lili и līlītu в месопотамских языках - шумерском, аккадском и ассирийском - означали «дух», в некоторых текстах - дух, переносящий болезни, живущий на ветру. Вероятно, оттуда и в этом значении оно перешло в арамейский язык, на котором говорили вавилонские евреи, и в Библию. В IV-VI вв. н.э. в этом регионе были распространены «чаши для заклинаний», которые прятали в основание или землю домов в качестве ловушек для поимки проникающих в дома лилитов. Эти чаши использовались во всех местных культурах и языках. Несколько сотен таких чаш было найдено у евреев с текстами на арамейском языке, библейскими или талмудическими ссылками.

Неоплатоническое направление, однако, угасло в XVI веке. Лилит была воскрешена Гете, поднята на новую высоту и превращена в «викторианскую икону» прерафаэлитами, причем настолько, что теперь она считается покровительницей феминисток как первая женщина, не отказавшаяся от равенства с мужчиной.

Интересно проследить, как меняются современные переводы Библии с распространением мифа о Лилит, и как Лилит, созданная Гете и прерафаэлитами, переселяется в бесплодную усадьбу как вредоносный дух из Ис 34:14. Лютер до сих пор переводит lilith как Kobold, более поздние версии - как Gespenster, «духи», а женевский Schlechter 2000 года - как Lilith. В самых ранних английских версиях lamia, заимствованная из Вульгаты, в King James Version - screech owl, в то время как в более поздних английских версиях она все чаще представляется как lilith, и даже Lilith. В первой - протестантской - венгерской версии - éji boszorkány (ночная ведьма), а в новой католической - Lilith. Похоже, миф хорошо поработал, и скоро можно будет доказать на основании самой Библии, что Лилит была центральной фигурой древнееврейской веры, по крайней мере, со времен Исайи.

Однако образ девы-змеи, искушающей Адама и Еву в раю, возник гораздо раньше, чем еврейская эзотерическая традиция получила распространение при дворе Медичи: фактически вскоре после того, как в ешивах появилась Лилит, ставшая первой женой Адама. Его автор, Петрус Коместор, глава парижской богословской школы XII века, в 1173 году опубликовал «Популярную Библию Средневековья» - Historia scholastica, которая стала основным пособием университетской программы и была переведена на большинство европейских языков. Он писал:

«Так как Люцифер боялся быть уличенным, он обратился к женщине, которая была менее предусмотрительна и была [подобна] воску, который можно скрутить в пороки», и это с помощью змея; ибо змей в то время был прямоходящим, как человек, так как он был положен на землю, когда был проклят...Он избрал также некую змею... у которой был лик девственницы, потому что подобное благоприятствует подобному; и он заставил ее язык говорить, хотя она сама ничего не знала, подобно тому как он говорит через исступленных и одержимых».


Амулет XIV века с именами трех ангелов из амстердамского издания 1701 года «Сефер Разиэль ха-малах» (Тайная книга архангела Разиэля) Cw_k4b10


Амулет XIV века с именами трех ангелов из амстердамского издания 1701 года «Сефер Разиэль ха-малах» (Тайная книга архангела Разиэля) %D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%B0%20%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80
Элеонора Ример
Элеонора Ример
Создатель сайта.Автор графики Лаборатория FL&D

Сообщения : 7662

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
DMCA.com Protection Status