Магический амулет с изображением Гора

Перейти вниз

Магический амулет с изображением Гора Empty Магический амулет с изображением Гора

Сообщение автор Элеонора Ример 26.06.23 0:26

Автор Элеонора Ример
(по материалам Б.А. Скин)

Магический амулет с изображением Гора
Период Птолемеев; римская эпоха
332 до н. э. – 395 н. э.

Гематитовая статуэтка Гора в форме сокола, находящаяся сейчас в Лувре, была изготовлена в эпоху фараонов, но в римский период была повторно использована жрецом для новой цели и надписана апотропейным заклинанием на греческом языке магическими словами, которые содержат некоторые коптские слова:

«Έγώ ίμι ό έπί τών δύναμιν του λωτού έχων, ιωάννης ό θεός, εξεις ιβει αβει cελτι βελτι βελτι βιλλακου αμου νηι ατθουεινι ατθουιν ειελβ - ιουχβοτιαω caßatiaw ατθεραθιωθ ηθουατ οθηθια - ccoupee ουρμεοθ ερμουχι αβι ειβι βι ο βηι αβι ιαω coßa - ωθ ιηαιωιου χωουχ с αβαωθ ιχχιωυιχονοωχιοοοιιχαηι αη ιυ ιχχοχοχωω ουριχ χυευ ηηηη οοο υυυ ιι ιι αααα, διαφυλάccων [... μον], ίερώα άληθήν, έφάόν έχει ζωής χρόνον, καί άπό ταντός κακού μήνεος θεών καί [δα]ιμώνων καί άπό ßackávwv πάν - των.»

«Я - тот, кто восседает на лотосе, обладающий силой, святой бог,защищающий [частично стертое имя], истинный жрец на время жизни, которое он имеет, от всякого зла и гнева богов ,и даймонов и от всех колдунов».

Кроме того, на статуэтке выгравирован картуш Гарпократа, характерный для императорского периода. Сокол -древнейшая форма иконографического изображения Гора,присутствующая на камне. Очевидная древность статуи подтверждала ее магическую силу в понимании жреца, который использовал ее в римский период. Тем не менее, он подкреплял эту присущую ему силу с помощью типично современным (для него) апотропейным изображением Гарпократа.

В то же время он превратил то, что первоначально было предметом официального или общественного культа в амулет для личного пользования. Несколько особенностей этой статуэтки сочетаются таким образом, что свидетельствует о некоторых важных тенденциях в позднеантичной религии.

Следует отметить, что три типа угроз, от которых амулет призывал защищаться, представляют собой знакомое эллинистическое представление. Защита «от всякого зла» отвечает на несчастья,которые происходят от «гнева богов и даймонов», включая превратности судьбы Тихе, и «от всех колдунов», а именно от несчастий колдунов, то есть несчастья, вызванные магическими атаками, человеческой ревностью, желанием или злобой.Эта типология прослеживается в греческих магических папирусах и в астрологических справочниках. Защитную магию часто использовали против всех трех источников потенциальной опасности. «Ты, повелитель всех ангелов, защити меня от всех проявлений магической силы, от воздушного даймона и судьбы.»

Последние редакторы этого амулета, Даниэль и Мальтомини, предполагают, что стертое имя (MON перед пробелом для шести букв - это все, что осталось), было удалено, чтобы амулет мог быть использован снова. Но они не приводят никаких доказательств. Это правда, что греко-египетские заклинания обычно использовали формат заполнения пустого места ,когда маг читал или копировал текст заклинания и вставлял него имена заказчика (или жертвы) и его матери в соответствующем месте, но трудно судить даже по этим текстам, было ли возможно стирание и повторное использование. В большинстве случаев заклинания были персонализированы либо при произнесении, либо при копировании на свежие листы папируса, свинца или драгоценного металла, и часто они либо закапывались для наложения проклятия, либо вместе с клиентом, чтобы сохранить свою апотропейную силу после смерти. Повторное использование начертанных materia magica, похоже, не было очень распространено. В случае с соколиным амулетом, возникают дополнительные трудности, специфические для данного случая. Почему имя было стерто лишь частично, и почему не было добавлено новое имя? Работа не была завершена, что хорошо видно на фотографиях. Там, где часть имени была выбита, поверхность не была сглажена, чтобы можно было вписать новое имя и даже не ясно, было ли это легко осуществимо. Более того, удаление части имени было сделано небрежно и, вероятно, поспешно: нижние части некоторых букв над удаленной частью письма (строка 6) также были повреждены. Таким образом, то, как было произведено удаление, не свидетельствует о намерении утилизировать часть имени и не указывает на намерение использовать камень повторно.

Эти факты приводят к другой интерпретации, которая может быть параллельна египетскому контексту статуэтки.Имя на амулете могло быть специально повреждено соперником или врагом для того, чтобы деактивировать его магическую защиту и этим самым подвергнуть его владельца различным видам названных несчастий. Для этого достаточно было сделать имя священника неузнаваемым, а не полностью стереть. Апотропейная сила уже не смогла бы его защитить.

Значение такого искажения имени в заклинании на символическом языке египетской магии легко объяснимо. Согласно египетским верованиям, имя является неотъемлемой частью личности в целом. В текстах фараон включает свое имя в оценку своей личной целостности: «Я здоров, а также моя плоть, это хорошо сочетается со мной, а также с моим именем; я жив, а также мой двойник...»

Значение порчи имени можно увидеть уже в заклинании из «Книги мертвых», в котором описывается, как Сет побеждает змея хаоса Апофиса с помощью заклинаний и стирания своего имени: «Я [заколдовал] небо, в то время как ты стерт с лица земли.»

Стирание написанного имени - это то же самое, что уничтожение названного человека или божества. Определенные иероглифические знаки в особенно мощных погребальных заклинаниях были написаны в сокращенной манере, символизируя людей или животных, они были нарисованы так, чтобы показать фигуры расчлененными ,дабы сделать их менее могущественными и, следовательно, менее опасными в качестве живых существ для умерших

Дальнейшие параллели обеспечиваются такими египетскими погребальными ритуалами, как ритуал «разбивания красных горшков», который засвидетельствован еще в Текстах Пирамид, а также в многочисленных археологических изысках.Враги (человеческие или мифологические) были начертаны на красных (поскольку символизировали враждебного бога Сета) сосудах,которые разбивали, чтобы уничтожить их имена, а значит, и их самих, по крайней мере временно, чтобы они не могли
помешать на загробному пути того,ради кого совершался обряд.
По такому же принципу фараон издавал указ о damnatio memoriae для своих врагов, вычеркивая их имена из всех надписей, проклиная их через уничтожение их имен и лишая их магической защиты многих видов надписей.После разрушения традиционной египетской религии зашел так далеко, что систематически уничтожал все культовые статуи Амона, чтобы символически и, по логике симпатической магии, тем самым фактически устранить соперника своего нового бога.

Поскольку магическая сила заключена в имени или статуе,
разрушение изображения атакует соответствующее божество. Таким же образом уничтожение имени жреца ,имя на статуэтке сокола не только разрушит апотропейное заклинание, но и будет представлять собой агрессивную магическую атаку против него.

Этот амулет , вероятно, был спрятан или, по крайней мере, хранился среди личных вещей своего владельца. Поэтому человек, стерший надпись, должен был найти ее, чтобы уничтожить апотропейный эффект и напасть на своего соперника.Хотя я не знаю точного аналога подобной операции в древности, противоположная процедура - поиск скрижали проклятия для нейтрализации ее силы, когда кто-то считает, что находится под ее действием, - была достаточно распространена, и сохранилось несколько рассказов о таких поисках. Согласно патристическому автору шестого века Софронию,некий Теофил, после того как у него парализовало конечности, был проинформирован во сне о том, как найти проклятую куклу , которая была сделана против него. Как только он нашел ее и дезактивировал заклятие, удалив гвозди, вбитые в ее руки и ноги, он обрел здоровье.

В этой истории, граничащей с романтикой, жертва проклятия ищет предмет, который является орудием его связывания, и разрушает его, чтобы вылечиться, в то время как в случае со статуэткой сокола был найден и уничтожен защитный талисман.Аналогичным образом, но с большей исторической достоверностью, ритор Либаний в четвертом веке потерял свою способность к концентрации и обвинил в этом проклятии; обыскав свою аудиторию в поисках инструмента для проклятия, он нашел
изуродованного хамелеона и после этого быстро восстановил свой душевный покой. Германик слег с лихорадкой, в его комнате успешно искали таблетки с проклятиями; в этом случае их обнаружение не закончило его болезнь и не предотвратило его смерть

В таких историях поиски спрятанных магических предметов свидетельствуют о вере в их силу и попытках устранить их негативную силу. Я предполагаю, что идея, лежащая в основе поиска чьего-то защитного амулета и устранения имени этого человека не сильно отличается. Они направлены на устранение его положительной силы и подвергают человека опасностям, от которых его защищал амулет. Такая история должна лежать в основе обезображенного состояния нашего соколиного амулета.

Конечно, невозможно узнать, кто повредил амулет, в каких отношениях он находился со жрецом, которому амулет принадлежал, или с кем он был связан Никакое различие между жрецом и магом не имеет смысла в египетской ситуации, где знания и методы религии и магии были идентичны. Единственная значимая дифференциация ритуалов была между теми, которые совершались в официальных культовых целях и теми, которые совершались в личных целях, как, например, создание и разрушение амулета на статуе сокола.

Подобно тому, как жрец, присвоивший амулет путем нанесения на него надписи, использовал свои знания о ритуале в своих собственных целях, так и человек, который стер его, вполне мог быть жрецом. С другой стороны, магия, связанная с удалением имени, была довольно интуитивной в египетской культуре и поэтому могла быть легко выполнена любым человеком.


Магический амулет с изображением Гора Wkx_yw11
Магический амулет с изображением Гора Aa5bvv11
Магический амулет с изображением Гора Ml_ljz11


Магический амулет с изображением Гора %D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%B0%20%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80
Элеонора Ример
Элеонора Ример
Создатель сайта.Автор графики Лаборатория FL&D

Сообщения : 7723

Вернуться к началу Перейти вниз

Магический амулет с изображением Гора Empty Re: Магический амулет с изображением Гора

Сообщение автор Rebecca 26.06.23 14:17

Благодарю Вас за статью.
Безумно интересно. Вообще, тема апотропической магии многогранна. Наши сегодняшние привычки и суеверия-как память о магических обрядах предков.
Rebecca
Rebecca

Сообщения : 75

Вернуться к началу Перейти вниз

Магический амулет с изображением Гора Empty Re: Магический амулет с изображением Гора

Сообщение автор Катерина19 26.06.23 21:59

Сколько же удивительно интересного и одновременно непознанного скрывает наша жизнь.А где-то этот амулет выставляется или в частной коллекции?
Катерина19
Катерина19

Сообщения : 35

Вернуться к началу Перейти вниз

Магический амулет с изображением Гора Empty Re: Магический амулет с изображением Гора

Сообщение автор Эстетик 27.06.23 2:13

Катерина19, по тексту сказано, что выставлена в Лувре.
Эстетик
Эстетик

Сообщения : 154

Вернуться к началу Перейти вниз

Магический амулет с изображением Гора Empty Re: Магический амулет с изображением Гора

Сообщение автор Элеонора Ример 27.06.23 10:20

Катерина19, да,находится в Лувре.


Магический амулет с изображением Гора %D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%B0%20%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80
Элеонора Ример
Элеонора Ример
Создатель сайта.Автор графики Лаборатория FL&D

Сообщения : 7723

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
DMCA.com Protection Status